В Общественной палате РФ прошел круглый стол по теме «Поисковые системы — ключ к информации или инструмент манипулирования?». Участники мероприятия обсудили способы манипуляции мнением и поведением интернет-пользователей со стороны ИТ-корпораций и риски, которые подобная политика технологических гигантов несет для российских граждан...
Председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Рифат Сабитов отметил, что крупнейшие западные ИТ-гиганты, такие как Google с его видеохостингом YouTube, Instagram* и Facebook*, помимо угрозы монополий, несут очевидную опасность в области управления умами.
-Это очень важно — возможность напрямую влиять на мнения людей и рисовать для них мировую панораму своими красками, своими понятиями. Эти ИТ-гиганты скрывают принцип своей работы и своих рекомендательных алгоритмов. Именно эти алгоритмы являются основным инструментом ненавязчивого донесения определенных установок и, в общем, манипулирования сознанием, — отметил эксперт.
Рифат Сабитов обратил внимание на то, что беспокойство по поводу деятельности ИТ-гигантов испытывают даже на их родине, в США. Пример тому — штраф, наложенный на Google за попытку отслеживания поведения молодежи.
-Не только мы, а все мировое сообщество такими вопросами озадаченно, и ищет пути отсечения возможного влияния и манипулирования сознанием людей. Особенно это касается продвижения либеральных ценностей, — добавил он.
Проблема, естественно, не только в том, сколько в России смотрят YouTube, но и в том, что именно там смотрят. То же касается остальных западных соцсетей. Исследования показывают тесную связь ИТ-компаний с западными политическими элитами.
Основатель общественного движения «Гражданский комитет России» Артур Шлыков подтвердил крайнюю политизированность бигтеха.
-Все ИТ-гиганты западного происхождения и, разумеется, финансирования, имеют сугубо политическое руководство с финансовым инструментарием. Это базовая основа. Добавим, что кроме математики в разработках участвуют новейшие достижения в психологии, социологии и так далее, в самых различных областях, — отметил он.
Эксперт в области кибербезопасности в социальных системах, выпускник Мастерской новых медиа Иван Милованов заметил, что функция влияния на целевую группу — это то, ради чего многие западные платформы и создавались изначально. По словам специалиста, те же иностранные соцсети на первый взгляд кажутся бесплатными ресурсами, однако, как всегда в таких случаях, своя плата за их использование есть. Условно говоря, изначально этой платой был просмотр рекламы, примерно с 2010-х компании стали активно интересоваться персональными данными и собирать их в огромных количествах, а сегодня мы пришли к тому, что основная цена — это возможность оказывать влияние на принятие решений пользователей.
Естественно, российское государство принимает меры для борьбы с негативным влиянием западных сервисов. Однако полноценно воплотить в жизнь политику защиты населения, как указал генеральный директор ЦИСМ Максим Лупин, мешает распространение VPN-сервисов.
-Популярность VPN-сервисов сейчас обсуждается на различных уровнях. Тот же самый Роскомнадзор ведет активные работы в сторону борьбы с этим явлением, с этим продуктом. Но пока сохраняется легкость и доступность VPN-сервиса для любого школьника, для любого гражданина любого возраста. Какая-то локальная борьба, борьба только на территории нашей страны, оборачивается зачастую просто утечкой аудитории через те же самые VPN, — обозначил специалист.