В нынешнем году исполняется 50 лет со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Одну из крупнейших железных дорог в мире, около 4 с половиной тысяч километров, прокладывали более 2 миллионов жителей Советского Союза - как гражданских так и военных специалистов. Среди них был Михаил Аверьянов...
Михаил Аверьянов с большим удовольствием рассказывает о своей молодости. И самые яркие воспоминания связаны со строительством Байкало-Амурской магистрали. В поселок Березовый сержант приехал в 1979 году. Место службы выбрал сам после окончания школы младших командиров железнодорожных войск в Волгограде. И как только выдали бензовоз, начал возить топливо по бригадам, строившим восточный участок железной дороги. Через леса, перевалы, иногда переходя реки вброд.
«Допустим от Березового до Мгуни. Туда где-то было километров 70-80. До Джамкул было еще практически столько. По тайге притрассовые дороги в очень плохом состоянии были. Когда ты едешь, все трясется и скорости там большой конечно не было», - рассказал ветеран 7-ой отдельной железнодорожной бригады, участник строительства Восточного участка Байкало-Амурской магистрали Михаил Аверьянов
За 6 лет Михаил Фролович прошел путь от простого водителя до старшего рабочей смены, а затем - и начальника бригады. Она готовила будущий участок железнодорожной магистрали к прокладке рельс. Рубили деревья, срезали склоны холмов, из грунта и гравия собирали и утрамбовывали дамбы и насыпи.
«Там где были речушки, там строили мостики, допустим даже, были небольшие. Это тоже относилось к искуственным сооружениям. Но, конечно, стратегические мосты такие как Айгуньский - 1, Айнгуньский - 2, там у них длина была не меньше 400 метров - это уже строили специалисты с мостовых батальонов», - рассказал ветеран 7-ой отдельной железнодорожной бригады, участник строительства Восточного участка Байкало-Амурской магистрали Михаил Аверьянов
Приходилось военнослужащим обеспечивать и более-менее комфортные условия для своего проживания. Строили казармы, гаражи и ангары для техники. Спустя десятилетия он с теплом вспоминает те годы и своих давних приятелей. Со многими поддерживает связь - сквозь огромные просторы России и границы с зарубежными государствами. Восточный участок БАМа для его строителей - не только действующая железная дорога, но и памятник дружбы.